Что не так в правоприменительной практике Кыргызстана?
Асель Койлубаева, директор ОФ «Юристы за права человека»
Цель глобальная – мы бы хотели создать благоприятную правовую среду для защиты прав и интересов ключевых групп. Это, когда людей из этой группы, которые потребляют наркотики и находятся на заместительной терапии метадоном (ЗТМ), не задерживали бы сотрудники милиции без оснований так, как это имеет место быть. Кроме частых задержаний, эти люди подвергаются всякого рода провокациям, среди которых подброс наркотиков, вымогательство и шантаж, когда предлагают наркотики для того, чтобы одни сдали других, и им предъявляется статья по сбыту, а это уже тяжкая статья. Правоохранители таким образом повышают свою статистику по раскрываемости преступлений. В большинстве стран, как и у нас хранение наркотиков и их немедицинское использование является преступлением, также, как и культивация, производство, транспортировка и распространение психотропных веществ. В тоже время непреодолимая неспособность правительства бороться с рисками, связанными с употреблением наркотиков, стала причиной кризиса прав человека среди людей, употребляющих наркотики. Этот кризис одновременно является и причиной, и следствием уязвимости наркопотребителей перед дискриминацией, жестоким обращением, риском лишения свободы, болезнью и смертью.
Люди, страдающие наркоманией, очень часто привлекаются к уголовной ответственности по статье «хранение наркотических средств» или «хранение с целью сбыта». Согласно статистике Национального статистического комитета, в 2020 году в сфере незаконного оборота наркотиков зарегистрировано 579 преступлений, а согласно ответу ГСИН при Минюсте на наш запрос, за 2020 год отбывают наказание за наркотические преступления 350 человек с наркотической зависимостью. Это означает что 60% уголовных дел по наркотическим преступлениям притянуты «за уши». В 90 % уголовных делах, с которыми мы сталкиваемся (кроме того изучили 59 приговоров с официального сайта www.sot.kg) одни и те же проблемы: 1. Не представляются доказательства по вопросам сбыта наркотиков (ни следствием, ни судом не устанавливаются наличие умысла на сбыт – главный аргумент большое количество веса), 2. Использование (оглашение в суде) показаний понятых и свидетелей в качестве основного доказательства вины (нонсенс, но есть такие дела с обвинительными приговорами). 3. Не дается оценка судебным химическим и биологическим экспертизам, судебными органами широко используются готовые «выводы судебных экспертиз». 4. Абсолютное большинство людей, с наркотической зависимостью сообщают о применении пыток во время задержаний и различного рода провокаций до получения доступа к адвокату. На стадии получения юридической помощи, как правило все «доказательства» уже закреплены, что ухудшает позицию защиты.
К большому сожалению мы отмечаем, что правила «Habeas corpus» в нашей правовой системе не работают. Эти правила закреплены в Конституции и в действующем УПК – это средство защиты свободы (суды должны выяснять законность и обоснованность задержания) и неприкосновенности личности. Судебные органы, к сожалению, не уделяют достаточного внимания и не изучают материалы уголовного дела должным образом. Если материалы собраны некачественно и недостаточно доказательств, суды должны выносить оправдательный приговор, а не пополнять армию осужденных. И мы не говорим о делах, в которых фигурируют «особо крупные размеры», такие дела относятся уже к реальной борьбе с незаконным оборотом наркотических средств.
Для обеспечения доступа ключевых групп к квалифицированной юридической помощи мы начали работу с Центром по координации гарантированной государством юридической помощи (ГГЮП) при Министерстве юстиции КР. Хотели в этом органе заложить системный подход по усилению потенциала адвокатов.
Центр координации ГГЮП создал Консультативно-экспертный совет, в котором задействованы эксперты по уголовному праву по разным специфическим направлениям. Их задача состоит в оказании консультаций для адвокатов и в разработке совместных стратегий защиты по их делам.
Посыл круглого стола заключается в том, чтобы через практику адвокатов показать сложившуюся плохую практику следственных и судебных органов, призвать все заинтересованные стороны соблюдать права человека в процессе уголовного судопроизводства.
Comments (0):