• ru
    • EN
    • RU
    • KY
01/03/2023
Автор: https://kaktus.media/doc/476318_zachem_nyjen_monitoring_sektora_pravosydiia.html

Зачем нужен мониторинг сектора правосудия?

Целью любой реформы должно являться улучшение работы системы правосудия и следственных органов, повышение уровня доверия населения к работе всех компонентов сектора правосудия. Для всестороннего видения и понимания проблем системы правосудия необходим независимый от власти мониторинг, который может показать "слепые зоны". Именно поэтому такое большое значение имеет гражданский мониторинг сектора правосудия и изменений в нем. Нужны другая точка зрения и видение проблем, которые гражданский сектор может обеспечить благодаря своей узкой специализации в определенных вопросах, а также работе с уязвимыми группами.

Реформа системы правосудия в Кыргызстане, по сути, продолжается столько же, сколько существует независимость нашего государства. За это время менялись нормативные документы, обеспечивающие правосудие в стране, трансформировались государственные институты, реализующие этот аспект общественной жизни. Но важно, как реформа стремится измениться и почему.

 

Релевантный проект 

 

Проект “АКЫЙКАТ КАРЕГИ - Национальная сеть гражданского общества по мониторингу сектора правосудия” направлен на повышение потенциала гражданского общества для проведения основанного на правах человека и ориентированного на сбор хорошей доказательной базы мониторинга, анализа и реагирования на вызовы в системе правосудия в Кыргызстане и внедряется при финансовой поддержке Европейского Союза. Реализацией инициативы занимается IPHR (Международное партнерство по правам человека) и Общественный фонд “Юристы за права человека”.

 

Проект предусматривает создание национальной электронной платформы для координации, планирования и обмена информацией и данными между НПО, работающими в системе мониторинга. Также планируется обучение и наставничество активистов и членов НПО, внедрение целевого фонда субгрантов для поддержки отобранных НПО, которые займутся мониторингом различных аспектов системы правосудия. Эти планы включают работу с различными группами правообладателей (особенно с социально уязвимыми слоями, жителями регионов, людьми с низкими доходами), мониторинг применения условного осуждения и некоторых новых правовых механизмов. Ориентирован проект широко, и его результаты будут активно освещаться в прессе.

 

Доверие граждан как индикатор реформ

 

Доверие граждан к институтам сектора правосудия является основным индикатором эффективности реформ. Граждане должны быть информированы, почему те или иные институты и акты подлежат изменениям, и должны быть вовлечены в процесс, так как именно граждане являются конечными пользователями реформ. 

 

Председатель Верховного суда Кыргызской Республики Замирбек Базарбеков заметил: “Надо, чтобы дисциплинарная и правоохранительная системы повернулись лицом к простому человеку. Даже очень простые вещи - например, замена в судах железных клеток на стеклянные будки, - могут стать шагами в сторону гуманизации системы”.

 

Целью любой реформы должно являться улучшение работы системы правосудия и следственных органов, повышение уровня доверия населения к работе всех компонентов сектора правосудия. Для всестороннего видения и понимания проблем системы правосудия необходим независимый от власти мониторинг, который может показать “слепые зоны”. Именно поэтому такое большое значение имеет гражданский мониторинг сектора правосудия и изменений в нем. Нужны другая точка зрения и видение проблем, которые гражданский сектор может обеспечить благодаря своей узкой специализации в определенных вопросах, а также работе с уязвимыми группами.

 

Совместная миссия

 

Неизбывной тенденцией последних лет стало недоверие между представителями гражданского общества и государственных органов. Настороженность и негативное восприятие максимально затрудняют решение совместных задач, а между тем, именно сотрудничество могло бы принести большие результаты. 

 

27-28 февраля в Бишкеке проходит конференция на тему “АКЫЙКАТ КАРЕГИ - методологические решения для мониторинга уголовного правосудия”. 

 

Приветствуя собравшихся, Мэрилин Йосефсон, Посол Европейского Союза в Кыргызской Республике, сказала: "Для меня большая честь и удовольствие присутствовать здесь сегодня, чтобы напомнить о важности организаций гражданского общества для мониторинга законодательства в Кыргызстане. Организации гражданского общества играют важнейшую роль в продвижении и защите прав человека, надлежащего управления и верховенства закона. Они необходимы для того, чтобы голоса граждан были услышаны и чтобы руководство страны несло ответственность за свои действия. В Кыргызстане организации гражданского общества продолжают играть жизненно важную роль в развитии демократической системы. А их роль в мониторинге законодательства имеет решающее значение для поддержания его целостности и легитимности. Организации гражданского общества также играют важную роль в мониторинге аспектов законодательства, предоставляя гражданам платформу для участия в законодательных процессах и высказывания своего мнения. Они проводят исследования и анализ предлагаемых законов, а также оказывают юридическую помощь отдельным лицам".

 

Участники конференции представляют и обсуждают методологию мониторинга сектора правосудия, разработанную в рамках вышеупомянутого проекта как инструмент, помогающий гражданскому обществу оценить проблемы в этой важной сфере и предоставить рекомендации.

 

Как отметила Рейчел Гасовски, Директор программ IPHR в Центральной Азии: “В любом обществе гражданское общество играет важнейшую роль в мониторинге государственных решений, политики и практики и в указании на то, что работает, но и на то, что не работает, выступая от имени тех, кто не может этого сделать, и освещая то, как государственная политика и процессы реформ влияют на уязвимые слои населения. Эти сдержки и противовесы важны для обеспечения хорошего функционирования общества. А обеспечение пространства для конструктивного и критического диалога между государственными субъектами и гражданским обществом является одной из ключевых обязанностей властей”.

 

Методология фокусируется в основном на сфере уголовного правосудия и была разработана на основе международных стандартов и лучших практик. Национальные и международные эксперты ведут обсуждение областей, которые охватываются и анализируются методологией. В мероприятии принимают участие представители государственных структур, эксперты, журналисты, лидеры организаций гражданского общества, активно работающие в сфере мониторинга и базирующиеся за пределами Бишкека и в столице.

 

Омбудсмен Кыргызской Республики Атыр Абдрахматова тоже приветствовала собравшихся. "Более чем за 30 лет независимости страны система защиты прав и правосудия не поменялась. Меня как омбудсмена и юриста это уже, к сожалению, не возмущает, а больше смущает.  

Красивые отчёты о реформах ложатся на стол президенту, парламентариям, но люди продолжают жаловаться на несправедливость. Ни одна реформа системы правосудия не повернула Фемиду лицом к обычному человеку. Госслужащие, сотрудники правоохранительных органов, судов, адвокаты вместо ответственного исполнения своих обязанностей, предоставления качественных консультаций, ответов гражданам спешат отделаться от них отписками, отказами, а порой даже хамством и введением в заблуждение.  

Поэтому я считаю, что пора обычным людям, гражданскому обществу провести ревизию и оценку всех реформ, которые произошли в стране за это время, оценить эффективность бесконечных поправок в законы. Заметьте, на все вышесказанное государство тратит очень большие деньги, время, а правоприменительная практика, судебная в том числе, остаётся прежней. Можно много раз поменять законы, но пока практика двойных стандартов, вольного толкования и коррупционных схем не будет искоренена - всё останется по-прежнему. 

Вот яркие примеры: более 2 лет не получается добиться ареста сотрудников правоохранительных органов в Джалал-Абадской области по делу о применении пыток - судебные процессы постоянно переносятся. И тут же мы видим рьяную работу судебной системы в отношении молодых блогеров, женщин-активистов, журналистов, правозащитников - суды в кратчайшие сроки принимают решения об их аресте, изъятии имущества, выдворении из страны и за несколько месяцев выносят окончательный вердикт. Граждане не доверяют правохранительным органам, судам, худшее - это то, что наши дети-тинейджеры потеряли веру в правосудие, справедливость, в систему государственной защиты", - поделилась Акыйкатчы Кыргызской Республики.

 

Председатель Общественного фонда "Юристы за права человека" Асель Койлубаева подчеркнула: "Этот проект имеет особую ценность для гражданского общества. Мы видим, что нам необходимо повышать свой потенциал, чтобы объективно выявлять острые проблемы, предоставлять рекомендации системе правосудия. В правовом государстве власть и гражданское общество дополняют друг друга и не должны противостоять. У нас общая задача – добиваться верховенство закона и соблюдения прав человека. Надеюсь, что проект даст возможности строить взаимодействие со всеми сторонами".

 

Начало диалога должно принести свои результаты. В любом случае, эффективная реформа сектора правосудия возможна только при участии гражданского общества. Символично, что конференция стартовала во Всемирный день НПО, который отмечается 27 февраля.

 

Данная публикация подготовлена при финансовой поддержке Европейского Союза. Содержание данной публикации является предметом ответственности Международного Партнёрства по Правам Человека (IPHR) и ОФ «Юристы за права человека» и не отражает точку зрения Европейского Союза.

 

 

Оставьте комментарий что вы думаете о нашей публикации

Комментарии (0):